РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕРДЦЕ» В ЛИРИКЕ Ю. ШЕСТАЛОВА
DOI:
https://doi.org/10.69571/2024.17.1.020Ключевые слова:
Ю. Шесталов, концептуальное пространство, концепт, сердце, «югорский текст», символ, менталитет, культура народа, картина мираАннотация
В статье предпринята попытка описать реализацию концепта «сердце» в югорском тексте на материале поэзии Ю. Шесталова. Констатируется, что концепт является ключевым во многих культурах и связан, в первую очередь, с жизнью человека, а также является вместилищем чувств, эмоций, переживаний. В этой связи представляет интерес оценка концепта «сердце» у коренных народов Югры (в нашем случае – у манси), определение его роли в формировании ментального поля югорчан. Учитывая широту темы исследования, в рамках данной статьи автор концентрирует внимание на лирике одного мансийского поэта, соотнося его интенции с укоренившимися значениями концепта у манси в целом. Установлено, что указанный концепт, являясь базовым в югорском тексте, занимает ведущее место в корпусе лирических произведений Ю. Шесталова. Выявлено, что ближайшую периферию концептосферы «сердце» составляют такие концепты, как «детство», «счастье / радость», «песни», «сила», «свет», «несчастье», «любовь», «ненависть к врагам», «инструмент постижения сакрального». Также решалась задача проследить соотношение концепта «сердце» в творчестве Ю. Шесталова и в культуре манси. На основе анализа поэтических текстов поэта автор статьи приходит к выводу, что указанный концепт претерпевает постепенные изменения в лирике Шесталова, эволюционирует, переходя из сферы материального в сферу ментального, то есть становится частью культуры и национального сознания.