СЕМАНТИКА РАДОСТИ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Авторы

  • Валерий Анатольевич Доманский Санкт-Петербургский Институт Бизнеса и Инноваций

DOI:

https://doi.org/10.69571/2024.17.1.019

Ключевые слова:

поэтическое творчество Есенина, семантика радости, концепт «радость», архетипы, эстетические эмоции и настроение, райская птица Алконст, контексты, полисемия смыслов

Аннотация

В статье рассматривается роль и функции концепта «радость» в поэтическом творчестве Сергея Есенина. Автор исходит из того, что проникновение поэта в глубинные слои национального сознания и подсознания, памяти и прапамяти определяется сквозной многоуровневой архетипичностью его художественного мышления. Есенинское поэтическое творчество заражает читателя как эстетическими эмоциями, так и длительным эмоциональным состоянием и настроением, что позволяет прочувствовать эмоциональный фон лирики поэта в целом, приблизиться к ее ценностным установкам и ориентациям. В образной структуре текстов Есенина концепт «радость» коррелирует с концептом «грусть», и они оба представляют собой два полюса национального сознания как проявления коллективного бессознательного национального духа, так и его эмоциональных, рациональных и поведенческих стереотипов лирического героя. Есенин понимал задачи поэзии как миротворчество, как разрешение посредством искусства слова главных противоречий бытия. Семантика концепта «радость» у поэта имеет сложную иерархию и рассматривается в статье в различных контекстах: мифологическом, фольклорно-поэтическом, библейском, социальном, личностно-психологическом, метафорическом. Своеобразным олицетворением радости является райская птица Алконост (Алконос), птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. Концепт «радость» в есенинской поэзии имеет множество оттенков и эмоциональных состояний, посредством которых
создается полисемия смыслов и многоцветная палитра есенинских стихотворений: «тихая радость», «радость кроткая», «радость убогая», «грустная радость», «светлая радость», «тихая радость», «лучистая радость». При этом субъектом радости может быть не только автор или его лирическое «я», но и Русь, Россия, русская земля. В послереволюционном творчестве Есенина настроение радости все чаще окрашивается или коррелируется с грустью. Условием радостного бытия в социуме и личной жизни человека являются как социальные преобразования, так и установление гармонии в жизни, победе радости над грустью.

Сведения об авторе

Валерий Анатольевич Доманский, Санкт-Петербургский Институт Бизнеса и Инноваций

Доктор педагогических наук, профессор, член Союза российских писателей, заведующий кафедрой педагогических инноваций и филологии АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт бизнеса и инноваций» (Санкт-Петербург, Россия).

Загрузки

Опубликован

2024-05-22

Как цитировать

[1]
Доманский, В.А. 2024. СЕМАНТИКА РАДОСТИ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. Слово. Текст. Контекст . 1 (17) (май 2024), 70–86. DOI:https://doi.org/10.69571/2024.17.1.019.

Выпуск

Раздел

Литературоведение