СИГНАТУРЫ УРАЛЬСКОГО ТЕКСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА
DOI:
https://doi.org/10.26105/2023.16.4.008Ключевые слова:
Д.Н. Мамин-Сибиряк, уральский текст, сигнатуры, регионалистика, геоприродный фактор, топос, панорамный пейзаж, географическое воображениеАннотация
Статья посвящена характерным особенностям уральского текста Д.Н. Мамина-Сибиряка, включая топографию города Екатеринбурга и ландшафтно-пейзажные описания специфически уральской природы. В статье используется предложенный Т.В. Цивьян подход по составлению некоего «словаря-минимума» определенной географической местности, иными словами, выявления сигнатур, или устойчивых, тиражированных «общих мест», служащих для воссоздания целостного образа того или иного географического локуса. На материале многочисленных произведений Мамина-Сибиряка, рассмотренных как единая сверхтекстовая общность, делается вывод о панорамном зрении как отличительной особенности Мамина-пейзажиста, о комплексном характере представления в его картинах уральской природы различных географических и природно-климатических факторов, таких как горы (камни), лес, реки (озера), луга (степи, травы) и небо (воздух). На конкретных примерах доказывается, что в основе имагинативного воплощения образа хвойного леса
у Мамина-Сибиряка изначально лежит художническая интуиция – сравнение его с храмовым пространством. Отмечается также мифологический подтекст и высокий уровень символико-философских обобщений, содержащихся в маминских
пейзажах, что заставляет говорить об отдельных параллелях со стихами известных русских поэтов, в том числе с циклом стихотворений Ф.И. Тютчева об осени («Осенний вечер», «Обвеян вещею дремотой…», «Есть в осени первоначальной…»). Заявленный подход с позиции сигнатур позволяет, таким образом, наиболее адекватно настроить саму исследовательскую оптику применительно к выявлению особенностей геопоэтического видения и воображения уральского писателя.